Как продлить срок службы свинцово-кислотных батарей

 

Кому приходилось пользоваться аккумуляторными батареями, составленных их нескольких последовательно соединённых аккумуляторов, обратил внимание, что часто из строя выходит один аккумулятор а остальные остаются ещё с достаточно большим ресурсом. При этом по правилам следует менять ВСЕ аккумуляторы в батарее. А это достаточно дорогая процедура.

Предлагаю разобраться почему это происходит и что можно сделать, чтобы продлить срок службы свинцово-кислотных аккумуляторов в батарее.

Рассмотрим батарею из двух аккумуляторов

  • допустим: батарея составлена из двух свинцово-кислотных аккумуляторов по 12В и зарядное устройство выдаёт напряжением заряда 28.8В (реальная ситуация на автотранспорте).

 

Аккумуляторная батарея 24В

Предположим, что изначально оба АКБ абсолютно идентичны и напряжение заряда распределяется по ним одинаково: 14.4 + 14.4 = 28.8В. В ходе эксплуатации состояние АКБ (их внутреннее сопротивление) меняется и напряжения начинают распределяться уже по-другому: 14.3 + 14.5 = 28.8В. Причём, если выключить зарядное устройство,  то этой разницы можно не увидеть, так как оба АКБ заряжены по полной.

Можно предположить, что разброс 0,2В не страшен. Но это уже указывает на то, что АКБ заряжаются немного по-разному. При этом процесс будет развиваться и дальше, так как повышенное напряжение негативно сказывается на сроке службы АКБ. В конце будет наблюдаться примерно следующая картина: 13 +

15.8 = 28.8В.

В ИТОГЕ: первый АКБ сульфатируется, а второй кипит.

Первым сдохнет АКБ, который кипит. Дальнобойщики (пользователи электроколясок, источников бесперебойного питания) могут подтвердить, что один из аккумуляторов умирает намного быстрее. Естественно, когда начинаются проблемы, пользователь может начать проводить мероприятия по восстановлению сдохших АКБ: корректировать электролит в ячейках (в обслуживаемых аккумуляторах), проводить тренировочные циклы и выравнивающий заряд каждого АКБ по отдельности. Но зачастую это делать уже поздно и результат не на долго.

Зададимся вопросом: почему “умирают” АКБ в такой последовательной цепи? Срок может быть от 6 месяцев до нескольких лет. Как правило установленные с завода АКБ служат  долго (вплоть до 5-7 лет). Но стоит взять на замену АКБ из магазина (даже супер-именитые марки), то срок сокращается максимум до 3-х лет, да и то если АКБ постоянно обслуживать. А если не обслуживать, то могут и год не проходить!

Почему так? На заводах обычно покупают АКБ одной партии выпуска и проводят им жесткое тестирование. На новое устройство ставятся АКБ практически с нулевым разбросом. Соответственно в эксплуатации такие АКБ заряжаются абсолютно одинаково и если качество изготовления тоже одинаковое, то такая цепочка прослужит максимально долго. А если вы купили АКБ в магазине? Даже если они с завода и с одного поддона, то тестирование и отбор никто не проводит. А если и партии разные, то вообще “туши свет”!

Что можно сделать:

Для выравнивания заряда на каждом аккумуляторе нужно поставить на них балансир.

Балансиры бывают активные и пассивные:

    • активные – перекачивают энергию с одной батареи в другую. Как правило это сложные устройства и часто не надёжные либо очень дорогие.
    • пассивные – стравливают излишек энергии в тепло.

 

Рассмотрим свойства балансира серии CBZ, как доступный по цене и достаточно надёжное решение:

  • начинает работать сразу как только начинается заряд батареи,
  • гальваническая развязка между каналами,
  • 4-проводное подключение позволяет “видеть” разбаланс до 20мВ,
  • гарантия 5 лет.

Конечно применение балансира не панацея от всех бед, от некачественных производителей и пр.

Применение балансира позволяет:

  • использовать в батарее АКБ даже разных партий,
  • и разных производителей, главное чтобы ёмкость батарей была максимально одинаковая,
  • увеличивает срок службы аккумуляторов вплоть до заводских значений,
  • окупить стоимость балансира  за первый год эксплуатации.

Где можно использовать балансир:

  1. Автомобильная техника с бортовым напряжением 24В,
  2. Электротранспорт со свинцово-кислотными (AGM и Гелевыми) аккумуляторами (складская техника, электроколяски для инвалидов, электротележки, скутеры и пр.),
  3. Источники бесперебойного питания с внешними аккумуляторами и напряжением батареи 24…288В.

 

 Есть вопросы ? Звоните. 

 

Оставьте комментарий



Рубрики

Контакты

г.Воронеж, Ленинский пр-кт, д.172

(11-этажный Бизнес-Центр IN SPE, за лифтами налево серая дверь)

+7-952-959-6257

+7-960-107-8888

mail (собачка) sovelteh.ru

Рабочие дни: 9:00 - 18:00
Суббота: по договорённости

Звоните заранее